Яндекс.Метрика
+7 (499) 240-48-48; +7 (499) 240-48-77
Заказать звонок

Навигация: Рецензии / Рецензия Директора Международного научно-исследовательского института социального развития, главного редактора журнала «Общество и экономика», члена-корреспондента РАН К.И.Микульского на монографию в двух томах Ю.В. Меркуловой


Рецензия Директора Международного научно-исследовательского института социального развития, главного редактора журнала «Общество и экономика», члена-корреспондента РАН К.И.Микульского на монографию в двух томах Ю.В. Меркуловой




Примечательно, что монография Ю.В. Меркуловой нацелена на исследование прежде всего методологических и методических аспектов управления хозяйственной деятельностью, работы фирм. Поэтому она будет представлять интерес для тех представителей предпринимательских кругов, которые заинтересованы в более глубоком понимании механизмов хозяйствования и в совершенствовании своей практики.

Автор формулирует свои теоретические подходы к планированию основных показателей конкурентоспособности товарного предложения, к оптимизации спроса на ресурсы самого товаропроизводителя. Планы ресурсного обеспечения фирмы предлагается формировать не только с учётом предложения ресурсных рынков, базового ресурсного обеспечения самой фирмы, но и с учётом реализуемых товарных стратегий фирмы. Показатели материалоёмкости, трудоёмкости, фондоёмкости автор предлагает исчислять не только в целом по производству, но и для каждого вида товара, исследовать их во взаимосвязи с планированием ценовых, качественных и объёмных показателей товаров. Это позволяет перейти к адресному планированию оптимального расхода ресурсов по каждому производимому виду товара. В свою очередь, товарные стратегии автор предлагает разрабатывать не только в расчёте на спрос конкретного локального рынка, но и с учётом характеристик совокупного спроса. При учете на практике предложений автора применительно к конкретным ситуациям можно продвинуться вперед при решении проблемы повышения конкурентоспособности отдельных товаров и товарного ассортимента фирмы в целом.

Научный и практический интерес представляют и предлагаемые автором методологические подходы по исчислению показателей хозрасчётной, потребительской и народнохозяйственной эффективности товара и по взаимосогласованному повышению этих показателей. Особое место отводится проблематике планирования. Рассматривается формирование ассортиментного плана фирмы, исчисление и оптимизация показателя целевой функции товара. В число основных показателей планирования введён такой показатель, как «фактор времени», что позволяет находить варианты сбалансированности спроса и предложения не только по ассортиментным, объёмным, ценовым, качественным параметрам, но и по временным стадиям жизненного цикла товара. Приводятся матрицы формирования производственных программ и алгоритмы принятия решений по согласованной оптимизации основных показателей, влияющих на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Автор считает, что для решения проблемы повышения конкурентоспособности товарного предложения нельзя ограничиваться только внутрифирменным планированием, нужна взаимоувязанная система планирования как на микроэкономическом так и на макроэкономическом уровнях.

Автор обосновывает методологический подход сквозного, многоуровневого планирования, когда предприятие, отрасль, регион не рассматриваются изолированно друг от друга, а существуют в единой системе координат стратегического планирования, нацелены на достижение единой цели – повышения конкурентоспособности товарного предложения.

Автор исследует эволюционное развитие различных систем планирования в нашей стране и в экономически развитых зарубежных странах. Проблематика развития стратегического планирования рассматривается с учётом специфики российской экономики. Выдвигается идея новой, мобильной системы планирования российской экономики при сочетании механизмов ситуационного и стратегического планирования. Интерес представляет и предлагаемый автором методологический подход к сегментированию рынков, к выбору фирмой стратегических зон хозяйствования и планированию товарного предложения в них.

В целом монография Ю.В. Меркуловой является актуальным, своевременным, интересным исследованием, содержащем во многом новый подход к решению задач повышения конкурентоспособности. Ряд тем исследуется во многом впервые. Выводы и рекомендации автора могут использоваться в современных условиях хозяйствования, другие станут ещё более актуальными в будущем.

Научная монография Ю.В. Меркуловой «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» может быть рекомендована к изданию в издательстве «Экономика».

 

С уважением

 

Директор Международного научно-исследовательского института социального развития,

главный редактор журнала «Общество и экономика»

член-корреспондент РАН

К.И.Микульский